Доступная среда для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Для обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в ГБУ ДПО «Челябинский институт развития профессионального образования» (далее именуется – Институт) созданы специальные условия для получения дополнительного профессионального образования.

На официальном интернет-сайте Института размещена вкладка «Система дистанционного обучения». Имеется специальная версия сайта, адаптированная для слабовидящих интернет-пользователей.

 В Институте реализуются дополнительные профессиональные программы (повышения квалификации) с использованием дистанционных технологий на основе системы видеоконференций True Conf и LMS Moodle (АСУ ProCollege) для проведения дистанционных занятий как в режиме онлайн, так и в режиме офлайн, в том числе для инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

 

  1. ОСОБЕННОСТИ ПРИЕМА НА ОБУЧЕНИЕ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

 1.1. На обучение в Институт принимаются лица с ограниченными возможностями здоровья и инвалиды, которым, согласно заключению медико-социально-экспертной комиссии об установлении инвалидности и индивидуальной программе реабилитации инвалидов, не противопоказано обучение в соответствующих учреждениях дополнительного профессионального образования.

1.2. Заключение должно содержать медицинские показания для возможности осуществления образования по программе дополнительного профессионального образования; при необходимости – рекомендуемую учебную нагрузку на слушателя (количество дней в неделю, часов в день), специальные технические условия, необходимость сопровождения и (или) присутствия законных представителей во время учебного процесса, организацию психолого-педагогического сопровождения инвалида или лица с ограниченными возможностями здоровья.

1.3. Инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья при поступлении в Институт подают набор документов: заявление с указанием формы обучения (очная, очно-заочная c применением дистанционных технологий, дистанционная), психолого-педагогического сопровождения в соответствии с рекомендациями медицинской комиссии, а также при необходимости представляют индивидуальную программу реабилитации, в которой отражается комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий.

 

  1. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ДЛЯ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

 2.1. Обучение по образовательным программам инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья осуществляется Институтом с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких слушателей.

2.2. В учебном процессе для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья применяются технические средства приема-передачи учебной информации в доступных формах для слушателей с различными нарушениями здоровья; обеспечивается выпуск альтернативных форматов печатных материалов (крупный шрифт), электронных образовательных ресурсов в формах, адаптированных к ограничениям здоровья обучающихся, наличие необходимого материально-технического оснащения.

2.3. Начало обучения осуществляется по мере комплектования группы слушателей или по индивидуальному учебному плану по мере поступления заявлений.

2.4. Подбор и разработка учебных материалов преподавателями производится с учетом особенностей восприятия инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (получение информации визуально, аудиально, с помощью специальных устройств и т.д.).

2.5. В образовательном процессе используются социально-активные и рефлексивные методы обучения.

2.6. Преподаватели, курсы которых требуют от слушателей выполнения определенных специфических действий и представляющих собой проблему или действие, невыполнимое для слушателей, испытывающих трудности с передвижением или речью, обязаны учитывать эти особенности и предлагать инвалидам и лицам лиц с ограниченными возможностями здоровья альтернативные методы закрепления изучаемого материала. Своевременное информирование преподавателей об инвалидах и лицах с ограниченными возможностями здоровья в конкретной группе осуществляется на заседаниях кафедры.

 

  1. ПРОВЕДЕНИЕ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

 3.1. Для осуществления мероприятий текущего контроля успеваемости и итоговой аттестации обучающихся из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья применяются контрольно-оценочные средства, адаптированные для таких слушателей и позволяющие оценить достижение ими запланированных в дополнительной профессиональной программе результатов обучения и уровень сформированности всех заявленных компетенций.

3.2. Проведение итоговой аттестации для обучающихся из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья осуществляется с учётом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья. При необходимости обеспечивается соблюдение дополнительных требований: присутствие в аудитории ассистента или законного представителя, оказывающего инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья необходимую техническую помощь с учётом их индивидуальных особенностей.

 

  1. ДОСТУПНОСТЬ ЗДАНИЯ ИНСТИТУТА ДЛЯ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

 4.1. Перед зданием Института имеется площадка для стоянки спецтранспорта и машин, обеспечивающих передвижение инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

4.2. Входная группа здания оборудована кнопкой вызова персонала для маломобильных граждан. Сотрудники Института оказывают необходимую ситуационную помощь в передвижении маломобильных граждан через распашные двери на 1 этаж, а также оказывают консультационную помощь инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья по вопросам получения образовательных услуг в Институте.

В здании Института имеется столовая, которая расположена на 1 этаже, что обеспечивает возможность ее использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.

 

  1. КОМПЛЕКСНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА И ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ

5.1. Структурным подразделением Института, осуществляющим организационно-педагогическое сопровождение образовательного процесса с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, является учебный отдел, обеспечивающий:

- контроль обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с календарным учебным графиком;

- контроль за посещаемостью занятий;

- оказание помощи в организации самостоятельной работы в случае заболевания;

- организацию индивидуальных консультаций при длительном отсутствии слушателей;

- контроль аттестаций, сдачи зачетов, экзаменов, ликвидации академических задолженностей;

- консультирование преподавателей и сотрудников Института по психофизическим особенностям инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, коррекции ситуаций затруднений.

При необходимости для обеспечения образовательного процесса в Институт могут быть приглашены другие специалисты (тифлопедагог для слушателей с нарушением зрения и др.). Разрешается присутствие в Институте лица, сопровождающего инвалида. При возникновении такой необходимости, слушатель указывает это в личном заявлении ректору Института с приложением копии паспорта или иного документа, удостоверяющего личность сопровождающего лица.

5.2. Социальное сопровождение инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья организует учебный отдел Института, деятельность которого направлена на социальную поддержку инвалидов при их инклюзивном обучении, включая содействие в решении бытовых проблем, проживания в общежитии и др.